27 Июля 2012
Оборот розничной торговли по итогам 1 полугодия 2012 года
Торговля – самая активно развивающаяся отрасль потребительского рынка, включает в себя 11,3 тысяч стационарных магазинов общей площадью 3,3 млн. кв.м. и более 6 тыс. мелкорозничных объектов.
По итогам 1 полугодия 2012 года оборот розничной торговли НСО составил 181,2 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2011 года на 1,7 %.
Сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынков. В январе-июне т.г. их доля в товарообороте составила 92,7%. Доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составила 7,3%, снизившись к прошлому году на 0,8%. Индекс физического объема оборота розничной торговли торгующих организаций составил 102,3%, на рынках и ярмарках – 92,0%. Падение продаж товаров на рынках и ярмарках обосновано увеличением числа новых современных предприятий торговли, привлекательных высоким уровнем сервиса, доступными ценами, разнообразными торговыми и развлекательными услугами. Доля современных форматов в торговле сегодня составляет более 50%.
Среди торгующих организаций наибольший прирост оборота получили крупные организации и субъекты среднего предпринимательства – 17,1%, оборот малых предприятий был ниже уровня 2011 года на 3,1%, индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка – на 30,4%.
На потребительском рынке Новосибирской области работают более 40 крупных сетевых компаний, реализующих продовольственные и непродовольственные товары. Розничные торговые сети, а это 3,5 тыс. магазинов, формируют почти 36% оборота розничной торговли торгующих организаций. Все сетевые предприятия проводят для населения области ценовые акции по реализации основных продуктов питания с торговыми надбавками, не превышающими 5-10 %.
В 1 полугодии 2012 года сетевые операторы открыли на территории области 18 современных магазинов общей площадью 26,7 тыс. кв. м., в том числе:
- в Новосибирске - 9 крупных супермаркетов общей площадью торговых залов 21,5 тыс.кв.м.: 2 магазина «Мария –РА», ТЦ «Гигант», магазины «Премьер», «Спортмастер», «Лента», «Формула М2», «Лидер Экономии»;
- в муниципальных районах области 9 магазинов общей площадью 5,2 тыс.кв.м. – это 6 магазинов «Мария РА» в Барабинском, Черепановском, Новосибирском районах, городах Бердске, Искитиме, и 2 магазина «Холди - дискаунтер» в р.п. Линево и г. Каргате, супермаркет «Холидей Классик» в Краснозерском районе.
Продвижение современных сетевых предприятий торговли в сельские районы области является приоритетным направлением развития потребительского рынка области.
В 1 полугодии т.г. с учетом реконструкции действующих помещений и ввода новых объектов инвестиции в развитие розничной торговой сети составили оценочно около 1,5 млрд.рублей, в т.ч. в сельских районах области – 0,5 млрд.рублей. Создано дополнительно 910 новых рабочих мест.
Сегодня на территории Новосибирской области обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей сложилась значительно выше утвержденных нормативов: по области в целом - 730 кв.м. при нормативе - 541 кв.м., в городе Новосибирске – 931 кв. м. при нормативе - 665, в районах области – 450 кв.м. при нормативе - 337. Самые высокие показатели обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей на территории Баганского – 525 кв.м. (норм.- 255 кв.м.), Ордынского – 703 кв.м. (норм. – 330), Усть-Таркскго – 593 кв.м. (норм. – 297) районов и в городе Бердске – 830 кв.м. (норм. – 406).
Недостаточно торговых площадей сегодня только в Искитимском районе – 293 кв.м. (норм.- 333), Коченевском – 303 кв.м.(норм.-353), Куйбышевском – 368 кв.м.(норм.-401), Новосибирском – 295 кв.м.(норм. – 324) районах и в г. Оби -161 кв.м. (норм.358 кв.м.). Объясняется это близким расположением данных муниципальных образований от Новосибирска или городов областного подчинения.
Помимо стационарных магазинов в весенне-летний период года на территории области дополнительно открывается широкая сеть мелкорозничных торговых объектов. В 2012 году для населения открыто 1950 временных объектов торговли, в т.ч. в районах области - 1050 объектов, в городах всего - 900, в т.ч. в Новосибирске – 733 объекта.
Наибольший удельный вес в структуре товаров, реализуемых через объекты мелкорозничной торговой сети, занимают продукты питания – 90 % и около 10 % приходится на сопутствующие непродовольственные товары. В весенне-летний период 2012 года через мелкорозничную сеть будет дополнительно реализовано жителям области напитков, мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий, овощей, фруктов, периодической печати, игрушек, сувениров, спортивных товаров на общую сумму оценочно около 650 млн.рублей.