Вопросы цифровой маркировки товаров освещают сотрудники минпромторга
Реализация и внедрение системы осуществляется в рамках государственно-частного партнерства. Все затраты на реализацию ложатся на частного оператора ― Центр развития перспективных технологий. Его система «Честный ЗНАК» уже принимает заявки на регистрацию от производителей онлайн.
Система учитывает интересы трех сторон. Бизнес-сообщество сможет отследить каждую товарную единицу, повысить прозрачность взаимодействия с контрагентами, оптимизировать бизнес-процессы и сократить транзакционные издержки. Потребитель получит гарантию подлинности приобретаемой продукции и инструмент общественного контроля — мобильное приложение. У государства появится инструмент для повышения собираемости налогов и борьбы с нелегальным оборотом товаров.
Под действие системы попадают 12 групп товаров. Табачная продукция, обувь и шубы уже маркируются. Несколько других категорий — «молочная продукция», «кресла-коляски», «велосипеды», «фотоаппараты», «шины», «лёгкая промышленность», «духи» — проходят эксперименты внедрения в нескольких регионах страны. Маркировка товаров проходит через единую платформу с базовыми правилами для всех групп. Для работы платформы понадобится контрольно‐кассовая техника. Благодаря всей системе удастся полностью перейти на электронный документооборот и применять единый способ нанесения маркировки.
Система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической цепи — от производства до потребителя. Она присваивает каждому товару уникальный код (Data Matrix или другой наиболее оптимальный для определённых групп товаров вид маркировки), чтобы производитель или импортер смог разместить его на упаковке. А при продаже товара на онлайн-кассе в системе меняется статус на «код вышел из оборота». Благодаря отечественным криптографическим технологиям цифровой код невозможно подделать, подтверждают в Минпромторге России.
Для каждой группы товаров присутствуют особенности в коде: так, например, в табачной продукции зашифрована максимальная розничная цена, чтобы избежать ошибок кассира. Для молочной продукции предполагается указывать срок годности товара, который не пропустит касса в случае просрочки. Таким образом основная концепция работы системы ― взаимодействие всех категорий участников: оператор, производитель и дистрибьютор/ торговая точка.
После покупки потребитель сможет отсканировать код с упаковки и получить информацию о времени и месте производства товара, его описание и место покупки. Так можно будет выявить нарушение и передать в необходимые ведомства информацию о нарушениях.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2019 № 620-р в соответствии с частью 3 статьи 30’ Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определить общество с ограниченной ответственностью Оператор-ЦРПТ оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
- Сайт Центра развития перспективных технологий – Оператора Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров https://crpt.ru/
- Сайт Национальной системы цифровой маркировки https://ЧестныйЗНАК.рф
- Подробная информация о ходе экспериментов по маркировке товаров представлена в разделе «Бизнесу» по ссылке https://ЧестныйЗНАК.рф/business/
- Расписание и видеоархив с открытыми лекциями и вебинарами для бизнеса по внедрению обязательной маркировки по ссылке https://Лекции.ЧестныйЗНАК.рф/
- Служба поддержки участников экспериментов по маркировке товаров https://support.crpt.ru